Дневники русского авангарда – от рассвета до заката

У русского авангарда – и его самого яркого явления супрематизма – блистательная и трагическая судьба. Он перевернул всю историю, заставил переосмыслить критерии оценки искусства и само понятие. Но просуществовал недолго, хотя спустя десятилетия восстал из пепла, как птица Феникс. Русский авангард – одно из главных достояний русской культуры, его влияние на искусство ощутило и сегодня. Историю арт-движения рассказали на оригинальной выставке-исследовании «Мир как беспредметность», подготовленной кураторами Андреем Сарабьяновыи и Натальей Мюррей в екатеринбургском Ельцин-центре. Красной нитью повествования стали дневники ученика Казимира Малевича Лёвы Юдина – талантливого художника, погибшего в первый год Великой Отечественной войны.

Пространство заполнено такими «независимыми работами», которые дают почувствовать движение научной художественной мысли. Здесь же уникальные архивные фотографии, где гинхуковцы (ГИНХУК — Государственный институт художественной культуры) строят новые формы. Вот Малевич, Суетин и Чашник, одетые словно хирурги, строят архитектоны, а вот макет «сверхтела» Матюшина – куб в четверном измерении, состоящий из пересеченных плоскостей.

На втором этаже выставки все иначе. Если на первом этаже стены плотно заполнены картинами, которые венчают цитаты из дневников Юдина, то на втором стены пусты. Картины расположились на белых стендах с красными краями, которые, словно прерывистая линия, рассекает пространство напополам. Авангард начинают критиковать, совсем скоро его объявят формализмом, многие художники разочаруются или будут вынуждены сменить стиль. Те немногие, что останутся верны, будут писать свои работы тайно и хранить где-то в закромах мастерских. Другие и вовсе сгинут.

Анна Лепорская – одна из самых верных сторонниц Малевича. В последствии она стала знаменитым мастером по фарфору и в нем продолжала традиции, заложенные учителем.

Неслучайно второй этаж открывается витриной с фарфором, расписанным в стиле супрематизма. По идее Малевича и сподвижников, оно должно было просочиться в бытовую жизнь и наполнить ее эстетикой нового времени. Так в итоге и случилось.

Авангард угасал постепенно, и дело здесь не только в «линии партии», хотя власть давила. В 1930-х только самые верные последовали остались верны Малевичу, и кто знает, что было бы с ним, если бы он не умер от рака в 1935-м.

Краткая справка

Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1915 году Казимиром Малевичем.

Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

На начальном этапе этот термин, восходивший к латинскому корню supremus, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах краска, по мысли К. С. Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, — супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы.

Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Начиная с 1915 года, когда были выставлены первые абстрактные работы Малевича, в том числе «Чёрный квадрат», влияние супрематизма испытали такие художники, как Ольга Розанова, Любовь Попова, Иван Клюн, Надежда Удальцова, Александра Экстер, Николай Суетин, Лазарь Хидекель, Иван Пуни, Нина Генке, Александр Древин, Александр Родченко и многие другие. В 1919 году Малевичем и его учениками была создана группа УНОВИС (Утвердители нового искусства). Председателем Творкома (Творческого комитета) УНОВИСа был Лазарь Хидекель.

В дальнейшем, даже в условиях гонений на авангардное искусство в СССР, эти идеи нашли своё воплощение в архитектуре, дизайне, сценографии.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s